КГКП «Театр имени Абая» г. Семей

Меню
8 (7222) 56-27-23 /касса/
8 (7222) 56-27-23 /касса/

Истина страстей, правдоподобье чувств

По задумке директора театра Я.В. Горельникова и вновь приглашенного на постановку премьеры российского режиссера В.Ф. Деля, этот спектакль позволяет решить двуединую задачу. Напомнить зрителю о том периоде творчества А.С. Пушкина, который общепризнан вершинным, временем зрелости гения. О «болдинской осени» 1830 года, когда с 3 сентября по 13 ноября, меньше чем за три месяца, поэт создал более пятидесяти потрясающих произведений многих жанров. В том числе и взятые к постановке трагедии. И благодаря тому, что в них предстают философские и нравственные проблемы всечеловеческого масштаба, театр дает пищу для ума и сердца публики. Чтобы зритель смог прочувствовать, понять, насколько губительна во все времена подмена абсолютных ценностей относительными.  Увидеть, как происходят превращения: самоутверждения в произвол, гармонии – в конфликт, как у всякого века находится своя чума…

Об этом – беседа корреспондента с режиссером-постановщиком В. Делем. 

– Владимир Фердинандович, премьера по Пушкину – уже четвертый спектакль, ставящийся Вами в нашем городе. Чем отличается режиссерский подход к нему от прежних?

– Я бы сказал, вообще о подходе к театру Пушкина. Дело в том, что в режиссуре мира не создана, не существует своего рода «отмычка» к его драматургии. Это – совершенно особый ее аспект. Если какие-то постановочные приемы, мало заметные зрителю, но хорошо известные режиссерам, изобретены к произведениям Шекспира и Мольера, Чехова и Достоевского, то здесь таковых нет. В чем дело? Не в том, что Пушкина, якобы, реже ставят. Но в том, что чрезвычайно сложно соответствовать его видению театра. Он – гений. И в искусстве даже самого высокого лицедейства отрицает необходимость бытового жизнеподобия. Главное в театре Пушкина – истина страстей, правдоподобье чувств. Так, для «Бориса Годунова» он предложил некий народный, площадной театр, где никто не скрывает условностей, игры. Подобный вариант, посчитали мы – все, кто участвуют в спектакле, подходит к постановке двух избранных трагедий. Мы не воссоздаем для зрителя внешне настоящих Моцарта и Сальери или таких явлений, как Божество и бедствие чумы. Но играем ситуацию, что стала сердцевиной драмы. Театр Пушкина – поэтический, условный, театр метафор, образов. При этом самым реальным персонажем в действе поэта-драматурга является… Бог, Высший разум. Знатоки Пушкина не могли не заметить, что и свой талант он соотносит с ним. «Веленью божьему, о муза, будь послушна!» Жизнь между реальным и идеальным «я» – извечный конфликт. И диалоги персонажи ведут не столько между собой, сколько с собой и с «нечто». Гений я или злодей? Спрашивает Сальери, алгебраически, как простой смертный, выверяя ответ на свой вопрос. А Моцарту и не надо искать его. Ответ на поверхности. Здесь нет гармонии! Гений на этом уровне, высоком уровне совести понимает тщетность попыток утвердить гениальность злодейством. …Две вещи – несовместные. 

– Зал, как мы видим во время репетиции, вовлечен в театральное действо, он – условная публика в уличном, площадном театре. Ей, как это было принято в самые первые времена народных игровых представлений, под удар барабана объявляют о частях и картинах спектакля. Но сами две трагедии «смонтированы» искусно - незаметно…

– Да. В нашей постановке они взаимпроникновенны. В первом отделении «Моцарт и Сальери» оказываются внедренными в атмосферу «Пира во время чумы». Во втором – эта трагедия идет цельно. Но ей предшествует своя игровая фольклорно-историческая вставка. Это – удивительная работа заслуженной артистки Республики Казахстан Светланы Сергеевны Забелкиной, которая с помощью забавных ситуаций из жизни А.С. Пушкина, воспроизводимых ею так, словно она была лично знакома с поэтом, вводит зрителя в его век. Мир творчества поэта густо населен, велик и сложен, вечен и актуален.

Один из лейтмотивов спектакля – его посвящение не только гению А.С.  Пушкина, Моцарта, но всем ярким талантам, на чьем роду выпало рано уйти из жизни. Своеобразным музыкальным оформлением, которое выполнил актер театра Андрей Глушков, введением в постановку разновременных произведений музыкально-поэтического, бардовского искусства мы отдаем дань памяти Владимиру Высоцкому и Джону Леннону, Фреди Меркури и российским бардам Курехину, Башлачеву…. «Реквием» Моцарта звучит в финале, как символ вечной памяти таланту и утверждения гуманизма.

– Судя по небольшому отрезку времени от предшествующей премьеры, спектакль по А.С.  Пушкину театр поставил сверх быстро?

– Да, благодаря многим творческим совпадением, практически труппа освоила его за десять дней. Теперь оттачиваем нюансы. Здесь есть кому играть. Хорошие работы исполнителей главных ролей Андрея Глушкова и Александра Сухова. Да и весь состав соответствует своему назначению. Мне уже доводилось отмечать в своих интервью местной прессе четкую работу всех служб театра, руководимого Яковом Вениаминовичем Горельниковым. Семипалатинский русский драматический театр-сказка – это, прежде всего его заслуга, как личности, которая умеет аккумулировать и растить во вверенном ему очень важном организме культуры все лучшее, что есть и должно быть в театре.

Людмила ЧАСНЫК, «Рудный Алтай», 2006 г.

Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на рассылку театральных представлений


071405, Казахстан, Восточно-Казахстанская область
г. Семей, пл. Абая

Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14


Мы в социальных сетях:

Дизайн и разработка сайта SemStar