История, предложенная одним из лучших комедиографов современности Рэем Куни (полученный в 1991 году «Буккер» за пьесу «№ 13» — тому доказательство), на первый взгляд, абсолютно театральна. Таксист Джо, явно переживающий кризис среднего возраста, почти двадцать лет провел на положении двойного агента, умудряясь днем мило ворковать с продвинутой психологом-вегетарианкой Барбарой, а вечером поедать баранину в компании уютной домохозяйки Мэри. И все было бы довольно банально, не вмешайся в действо могущественная Всемирная паутина, познакомившая единокровных брата и сестру, и теперь подростки Гейвин и Вики намерены встретиться, о чем и сообщают своим папам... То есть двуликому папе Джо, мгновенно почувствовавшему себя запутавшимся в паутине, им же и сплетенной.
Воплотил эту комедию на сцене приглашенный в Семипалатинск Юрий Шушковский — основатель пластического театра «Группа Характеров», режиссер Омского драматического театра «Студия Любови Ермолаевой». Именно пластика и органичное музыкальное сопровождение (более ста включений!) стали полноправными составляющими постановки.
Искрометный юмор диалогов и монологов, возможно, обрел бы иной смысл, не разговаривай актеры еще и языком тела. Ведь создание спектакля в режиме on-line, когда время на сцене и в зрительном зале совпадают, — эксперимент рискованный, только словесный юмор современного театрала в статичном положении более двух часов не удержал бы.
Молодые, но уже опытные актеры семипалатинской труппы подхватили идеи режиссера, внеся в роли свои находки.
Общение за кулисами только подтвердило: такие коммерческие постановки, просто обреченные собирать хорошую кассу, по вкусу не только зрителям, но и самим актерам. Комедия по-прежнему остается сложнейшим жанром драматургии, но Игорь Шевцов, Галина Герт, Михаил Иванов, Вячеслав Макеев, Елена Хмелева с задачами, поставленными именитым режиссером, справились. Трудно выделить фаворитов и перечислить всех героев, но нельзя не заметить, что центральной фигурой спектакля, вокруг которой вращаются главный герой и обе его семьи, стал квартирант Стенли, мастерски сыгранный Андреем Глушковым. Периферийный персонаж постепенно стал едва ли не главным, и он же выполнил роль Deus ex machine (прием античной трагедии, когда развязка приходит непредвиденно благодаря вмешательству высших сил), оказавшись отцом Вики, а значит, влюбленные все-таки могут быть вместе!
...Эйфория хэппи-энда позже развеялась, и вспомнились слова Достоевского, утверждавшего, что действительность фантастичнее любого вымысла. Так ли уж условно театрален это «чрезмерно женатый» таксист? Так ли фантастичны две женщины, на протяжении многих лет смутно подозревающие о существовании соперницы, но предпочитающие не выяснять отношений? Нет, они так же реальны, как и их дети, знакомящиеся в чате...
Айгуль БИДАНОВА, «Казахстанская правда», 12 мая 2007 г.
071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая
Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14