КГКП «Театр имени Абая» г. Семей

Меню
8 (7222) 56-27-23 /касса/
8 (7222) 56-27-23 /касса/

«Эквус» – не только лошадиная трагедия

Спектакль, который поставил два года назад заслуженный работник культуры Российской Федерации режиссер Владимир Дель по роману писателя-классика, чье имя носит театр. Мучительный поиск причин трагедии и средств обратить к жизни и Любви юную человеческую душу, которой в силу разных обстоятельств оказались неведомы простые и святые истины,  делают сегодняшнюю премьеру и упомянутую впереди ассоциативными. Но и только.

Воплощение пьесы английского драматурга Питера Шеффера «Эквус» (по латыни «лошадь») имеет совершенно особый стиль, характер. Это – шестая работа московского режиссера Михаила Али-Хусейна в русском театре Семея. Сюжет начинается и завершается пиковым моментом: подросток, обожающий лошадей, «вдруг» выкалывает(!) шестерым из них глаза. В первом акте сообщение об этом звучит из уст судьи. В финале трагедия разворачивается явственно, как ожившее под воздействием психиатра воспоминание главного героя Алана Стрэнга. Постановщик, ассистентом которого с успехом выступает одна из ведущих молодых актрис театра Анна Юдина, сходу погружает зрителя словно в реальный, не театральный мир  героя. Начать с того, что на сцене на протяжении всего действа вообще отсутствуют занавес, кулисы. И картины жизни подростка предстают перед залом не по традиционному предупредительному звонку в фойе, а сразу, едва в партере появляется первый зритель. Многоэтажный супермаркет «в разрезе», где бесшабашные сверстники главного героя то автоматическими движениями перебрасывают друг другу, словно конвейер, коробки со сложнобытовой техникой, то, превращая их в барабаны, яростно наигрывают свой «хэви меттл». Некогда и не с кем здесь поделиться Алану своими переживаниями, узнать, чем живут его сверстники. А дома – пуританствующая мать, бывшая учительница, углубившаяся в религиозность и даже не обучившая сына грамоте, да отец, работающий печатником, лишенный по воле его жены интимной сексуальной жизни. Он вечно раздражен и свое воздействие на сына ограничивает строгими запретами, в том числе – на просмотр телепередач. Телевизор, по его мнению, – зло, так как развращает и, кроме того, служит альтернативой печатной продукции. А это может оставить мистера Стрэнга, по его словам, без работы. Жизнь и ее осознание у Алана – искусственно зауженный затемненный коридор. Но в него буквально врезаются два ярчайших события. Первое из детства. Когда на берегу моря мальчишку пугает и покоряет видение скачущего на лошади молодого всадника. Второе – на грани перехода подростка, казалось бы, во взрослую жизнь, на деле – к трагической развязке. «Шерше ля фа»-«ищите женщину», когда разудалая подружка-сослуживица  Алана – Джилл Мейсон прямо в конюшне, где он подрабатывает, ухаживая за лошадьми после основной работы, открывает абсолютно закрытую для него прежде сторону жизни – секс. Потрясение от того, что это тайное может стать известным кому-либо от Джилл, и что это видели лошади, повергает неопытную душу в тяжелейший шок. Партнерша, как ни старалась, не смогла убедить парня, что такое в жизни есть и что это надо принять как данность, успевает сбежать от непонятно-агрессивной реакции. А вот лошади…

Как часто бывает в жизни, в своих неудачах люди порой винят самых близких,  любимых, дорогих, зная, что те всегда терпели, вытерпят и сейчас. Вымещают на них свое негодование, наносят физические травмы, душевную боль. Рядом с Аланом людей не оказалось, – разделался с лошадьми и с собственной душой. Судом присяжных Алан приговорен к пожизненному заключению. Но что этот приговор в сравнении с его душевными потрясениями?!

В роли Алана – выпускник школы-студии театра имени Ф.М. Достоевского Юрий Шарымов на два часа спектакля, видимых зрителю, реально воплощается в подростка, столь мучительно открывающего неожиданные для него грани жизни, терзаемого совестью. Милосердная судья Эстер (заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Людмила Никонова) уговаривает доктора психиатрической клиники Мартина Дайзерта (в его роли – заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Федор Любецкий) принять осужденного на лечение вместо того, чтобы отправлять его в исправительное учреждение. Правда, благодаря атрибутам тюремной обстановки и так называемой медсестре, больше похожей поведением на унтера Пришибеева, (Виктория Щеголева), да некоторым «приемчикам» самого доктора, места эти мало чем отличаются друг от друга. И все же врач искренне стремится понять пациента, помочь ему одолеть причины взрыва внезапной и неуемной жестокости. Вместе с ним зритель видит многолетние ненормальные, не вполне человеческие, а биологические условия существования и развития мальчишки, в которые волей-неволей поставили его родители.

«Не могу! Не знаю, как помочь!» С горечью признается над распростертым телом юноши психиатр. Слишком глубока и, скорее всего, непоправима оказалась дисгармония не сумевшей повзрослеть личности.

Пьеса, написанная в 70-е годы минувшего века и идущая во многих театрах мира, в репертуаре нашего значится жанром притчи и стала особой страницей. Среди нескольких новых для зрителя и, наверное, для артистов художественных приемов постановщика – живое хоровое пение. Вся труппа стала поющей, и меняющиеся под стать событиям в жизни героя мелодии и сила голосов предвосхищали, передавали, подчеркивали особенности мгновений. Михаил Яковлевич Али-Хусейн признается, что очень доволен работой всей труппы и исполнителя главной роли Юрия Шарымова. Зритель своими аплодисментами это подтвердил.

– «Эквус», – премьера, которая закрывает собой очередной театральный сезон, – говорит директор и художественный руководитель театра заслуженный деятель Республики Казахстан  Яков Горельников. – Мы постарались, чтобы и нынче зритель увидел, прочувствовал, узнал новую драматургию. Она стала таковой по авторам и жанрам, по режиссерам и их подходам. Так, мелодраму «Легкий воздух» горожане и гости Семея увидели первыми в СНГ, комедию «Наследство дедушки из Чикаго» – вторыми. Ну, а «Эквус» всего год назад был поставлен в лондонском театре. Так что наш зритель, можно сказать, находится в курсе европейской театральной жизни.

Людмила ЧАСНЫК, «Рудный Алтай», 2008 г.

Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на рассылку театральных представлений


071405, Казахстан, Восточно-Казахстанская область
г. Семей, пл. Абая

Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14


Мы в социальных сетях:

Дизайн и разработка сайта SemStar