Помпезным торжество не было, зато на сцене присутствовало самое важное для театра — хороший спектакль, крепкая режиссура и талантливая игра. И автор — итальянский драматург Эдуардо Де Фелиппо, чье имя заставляет знатоков предвкушать смех сквозь слезы — зрелище, которое даст и пищу для ума, и повод для веселья.
Неаполитанец Эдуардо Де Фелиппо, по мнению искусствоведов, оказал заметное влияние на развитие театра ХХ века. Побочный сын известного актера, выросший за кулисами, именно там и познакомился с гениальным Пиранделло, став его преданным учеником. Де Фелиппо, приехав со своим театром в СССР, вызвал такой интерес зрителей, что они обратились в министерство культуры страны с просьбой о продлении гастролей.
В Семей для постановки «Рождества» был приглашен Михаил Али Хусейн, режиссер, чьи четыре постановки уже украшают репертуар театра. Преподаватель актерского мастерства на режиссерском факультете РАТИ работу с труппами нестоличных театров считает делом по-настоящему увлекательным: здесь у актеров блеск в глазах да и, как говорит Али Хусейн, «их со сцены не выгонишь!». Кстати, слово «провинциальный» он не употребляет принципиально.
— Я не желаю и даже боюсь доверять зрителя современной драматургии, зачастую опускающейся на уровень не то что пошлости, а физиологии, — делится Яков Горельников, уже тридцать семь лет не расстающийся с театром, в котором прошел путь от актера до директора. — Классика — вот на чем проверяются и актеры, и технический персонал, и гримеры, и костюмеры. Наша задача — найти золотую середину. То есть такой материал, который при высоком художественном уровне вызовет интерес зала.
Этому принципу театр-юбиляр, традиционно считающийся центром культурной жизни города, старался следовать всегда. Его прародителем можно считать созданный в 1934 году любительский коллектив ТРаМ — театр рабочей молодежи имени Мирзояна. Официальный статус был получен в 1937 году, о чем свидетельствуют хранящиеся в госархиве сметы, штат, программки. В июле 1975 года решением Бюро компартии Казахстана за подписью Д. Кунаева театру присвоено имя Федора Достоевского, и с ним коллектив не раз становился лауреатом международных и республиканских конкурсов.
Конечно, театр начинается с вешалки, но его неповторимое лицо — это актеры, которых за семьдесят лет здесь сменилось несколько поколений. Уже покинули сцену народная артистка Казахстана Тина Загвоздкина, заслуженный артист Казахстана Станислав Попов, Герберт Кристель, Николай Батурин, Николай Минин. По-прежнему популярны и востребованы заслуженная артистка Казахстана Светлана Забелкина, заслуженный деятель искусств РК Людмила Никонова, Федор Любецкий, Михаил Иванов. Подросла целая плеяда молодежи, сделавшая первые шаги на сцене этого театра: Андрей Глушков, Игорь Шевцов, Инна Семененко, Валентина Инешина. Уже любимы зрителем юные актеры, выпускники студии при театре Александр Сухов и Елена Хмелева. Их коллеги Вячеслав Макеев и Елена Дручинина в этом году поступили заочно в Екатеринбургский театральный институт, выдержав серьезную конкуренцию и доказав, что существует в Семее своя школа актерской игры.
Что же касается режиссеров, то уже в течение нескольких лет драматический театр имени Федора Достоевского, не имея постоянного, сотрудничает с приглашенными постановщиками, в основном из Москвы, где многие преподают в РАТИ. Кстати, добрая молва разносится мгновенно, и теперь уже Якову Горельникову поступают звонки-предложения из разных городов СНГ от режиссеров, желающих попробовать себя в театре Семея.
Яков Вениаминович отмечает, что зритель помолодел, а это публика особая, не терпящая «перста указующего», поэтому и репертуар подбирается тщательно, чтобы комедия или драма несли доброе жизнеутверждающее начало.
...В финале «Рождества» главный герой, неисправимый идеалист Лука, любящий на досуге мастерить волхвов — героев рождественской истории, столкнувшись с жестокой действительностью, умирает. И пока до зрителей не дошел факт трагедии, на сцене появляются другие персонажи и поднимают растерянный зал на смех: «И вы поверили! Да он же просто прилег отдохнуть!». От этого грань между условным и реальным исчезла, стало ясно, что в Рождество и его чудеса нужно просто верить. Или почаще находить время для похода в театр.
Айгуль БИДАНОВА, «Казахстанская правда», 12 октября 2007 г.
071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая
Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14