Доказательством сказанному служит тот факт, что М. Макдонаха сегодня признают одним из ведущих драматургов в мире и в России. Только в театрах Москвы идут пять его пьес. Ирландские истории с их иносказательным языком и юмором (порой грубым, черным, порой – легким, прозрачным) оказываются понятными, вызывающими чувства сопереживания, теплоты в душах людей, межличностные отношения в них напоминают зрителю, как важно быть, оставаться человеком в самой сложной жизненной ситуации.
Об особенностях премьеры. Язык и образы, присутствующие в пьесе ирландского писателя, через отрицание, через жесткость возвращают зрителя к человеческому внутреннему теплу, к душевному соучастию. Непривычный сленг пьесы – отражение социальной среды ее героев. Для жителей ирландских островов резкость – это способ объясниться в любви. Они живут на островах, где практически нет земли, лишь за счет стихии, которая их кормит и, случается, губит.
Местонахождение на гребне бытия-небытия не оставляет в их душах места фальши. Эти люди открыты. В них нет скользкой «трехслойности», когда думают одно, говорят – другое, делают третье. Почему так и привлекателен автор, показавший миру своих героев. Макдонах пишет не бытовые пьесы. Неповторимостью и открытостью характеров каждый персонаж драматурга словно бы заявляет: не по форме надо судить человека, а по сути. Пьеса «Калека с острова Инишмаан» очень непроста. И театр находит органичное выражение всем поворотам ее сюжета. Вынося вместе с М. Макдонахом слово «калека» на свою афишу, он поднимает нравственные проблемы. Ущербный в физическом плане человек страдает сам, моральные калеки уродуют мир.
В спектакле много музыки. К постановке привлечены омский композитор Валерий Слагаев (по задумке и предложению режиссера), музыкальный руководитель Болат Распеков и концертмейстер Татьяна Силкина (оба – педагоги музыкального колледжа Семея). Сценографию осуществляет художник театра Виктор Шмидт. Свою особую роль играет в постановке свет, в сиюминутно меняющееся действо его умело вводит художник по свету Нурлан Канаев.
Еще одна особенность – на сцене среди главных героев дети. В постановках М. Али-Хусейна, напомнил он сам в беседе, они присутствуют почти всегда. Потому что дети – камертон правды, для взрослых артистов – стимул достоверности. На сей раз маленькие герои – из вокальной студии «Альянс» Дворца творчества детей и молодежи. Мы вновь убеждаемся: быть достоверными детям дано самой природой.
– Я исповедую такой способ существования актера на сцене – «антитеатр». Театральности (синоним наигранности) не должно быть, – поясняет Михаил Яковлевич.
Главное же, по признанию постановщика спектакля, – своей необычностью, непохожестью на предшествующие шесть пьес нынешнего сезона, он служит своеобразной проверкой театра на прочность, на зрелость, на то, насколько он состоятелен в воплощении сложной драматургии. А Яков Горельников дополняет, что, намеренно взявшись первыми в Казахстане за произведения М. Макдонаха, вводя в свой репертуар необычную драматургию, театр поднимает планку и для себя, стремится по-хорошему удивить и взволновать публику.
На вопросы журналистов к режиссеру, периодически ставящему в Семее спектакли, заметна ли динамика в развитии коллектива, он ответил однозначно утвердительно. «Только с таким театром, с постоянной готовностью его труппы и вспомогательных цехов овладевать новыми приемами и быть в высшей степени работоспособными, – подчеркнул М. Али-Хусейн, можно смело двигаться вперед». Не зря театр попал в восьмерку лучших русских театров при отборе спектаклей на международный пушкинский фестиваль. Его артисты, даже те, кто давно утвердились в качестве ведущих, постоянно повышают свой профессиональный образовательный уровень в соответствующих вузах Казахстана, России и СНГ. Ежегодно летом актеры театра по 40 дней занимаются в международной театральной школе в Звенигороде, где с ними работают такие корифеи сцены, как Лев Додин, Олег Табаков и другие. Нынче, например, в Звенигороде повышает мастерство наша Виктория Морозова. Школа, как и другие меры творческого содействия артистам, действует в рамках программы В. Путина, которую он предложил, будучи президентом Российской Федерации, и создал Фонд поддержки русских театров. Помогает коллективу и то, что полноправными актерами стали недавние студийцы школы самого театра. В потенциале у труппы есть совсем молодое поколение, которое сегодня очно учится в театральных институтах.
Людмила ЧАСНЫК, «Рудный Алтай», 2009 г.
071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая
Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14