Калека Билли, сирота с темной историей исчезновения родителей, вынужден жить нахлебником у совершенно чужих людей и мириться с насмешками инишмаанцев, а вокруг – пьянь и мордобой, и главная новость – гусь кота укусил, главная радость – ожидание кровавой вендетты между хозяевами драчливых домашних животных… Вокруг – голые камни и суровое море. Поневоле сбежишь с оказией в Голливуд. Вопрос в другом – почему герой вернулся? Неужели правы островитяне, и «не такая уж дыра Инишмаан, если сюда калеки из Голливуда возвращаются»?
Эта пьеса – первая из трилогии МакДонаха об Аранских островах, включающей в себя также «Лейтенанта с острова Инишмор» и «Призрак с острова Инишер» – по сути детектив с задачей выяснить правду исчезновения родителей главного героя: то ли утопились с горя, то ли уплыли в Америку, бросив сына М. Али-Хусейн, раз в год традиционно покидающий российскую столицу для встречи с нашим театром, выбрал для новой постановки язык иносказания, обозначив на афише – притча.
Действие «Калеки…» происходит в 30-е годы прошлого века. Впрочем, Мартин МакДонах описал такую глушь, где плюс-минус столетие ничего в укладе жизни не меняет. И хотя деревня на сцене изображена ирландская, произойти такое могло и в казахском ауле, и в русском селе. Билли живет на попечении двух странноватых тетушек Кейт и Эйлин, одна из которых в стрессовые периоды жизни разговаривает с камнями. Впрочем, не все в порядке и с другими инишмаанцами: Джоннипатинмайк-Пустозвон продает новости и спаивает собственную мать, девица Хелен сквернословит и забрасывает окружающих яйцами, да и сам Билли часами глазеет на коров, мечтая вырваться с острова, где издевательство над ним стало проявлением хорошего тона. Судьба идет ему навстречу и голливудские режиссеры, затеяв съемки фильма об ирландских рыбаках, увозят Билли на пробы. И когда земляки после недолгих прений теоретически хоронят парня, «выписав ему» туберкулез, калека появляется и даже раздает заморские леденцы.
Итак, это очередной рассказ о разбившейся мечте? Или рассуждения на тему «где родился, там и пригодился»? Однако не так прост этот мегапопулярный и уже признанный классиком драматург. Секрет неординарности его творчества – в неординарной личности автора. Мартин МакДонах родился в 1970 году в Лондоне в семье рабочего-строителя и уборщицы. Так и не окончив среднюю школу, десять лет жил на пособие по безработице, проводя время перед телевизором за просмотром фильмов Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино.
Взявшись за перо, МакДонах резюмировал: «Для этой работы ведь не требуется ничего, кроме головы, карандаша и листа бумаги. Это лучшая работа из всех возможных». Он стал писать ежедневно, именуя себя «безработным по уважительной причине». И уже в 1997 году его пьеса «Королева красоты из Линейна», написанная годом ранее за восемь дней, была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору театральную премию «Тони». В 2006 году МакДонах стал лауреатом премии «Оскар» за сценарий и режиссуру короткометражного фильма «Револьвер» – дебюта Мартина в кинематографе.
– МакДонах, шаг за шагом, с помощью превосходной драматургической техники, вскрывает человеческую природу, – говорит режиссер Михаил Али-Хусейн. – Вот уже готов вывод, что каждый человек – по сути калека, если не физически, то морально.
Такое открытие шокирует, но уже через несколько минут эти же «недочеловеки» проявляют себя как высочайшей степени гуманисты. Отвратительный циничный сплетник Джоннипатинмайк-Пустозвон оказывается тем самым анонимным героем, который некогда спас калеку Билли от смерти, когда его непутевые родители решили утопиться всем семейством. И, продираясь сквозь вопросы и ответы МакДонаха, зритель приходит к выводу сколь простому, столь и трудному – человек прекрасен, причем без всяких скидок на его пороки и увечья.
В премьерном спектакле были заняты молодые артисты семипалатинского тетра, которым так понятны искания юного Билли (в этой роли очень органичен романтичный Вячеслав Макеев). Груба и нежна одновременно Елена Дручинина в образе бунтарки Хелен, как всегда непредсказуем Александр Сухов (пожилой Джоннипатинмайк), не дает забыть о комизме жизни Юрий Шарымов (Бартли). Недавние выпускники театральной студии демонстрируют талант и чуткость к своим чудаковатым героям.
Их профессиональный рост и мастерство старших коллег (Галина Белова, Людмила Никонова, Игорь Шевцов, Валентина Инешина, Сергей Назиров) особо отметил после успешной премьеры Михаил Али-Хусейн. Режиссер признался, что будь у него в Москве свой театр, то без зазрения совести переманил бы туда большую часть труппы. В ответ актеры смущенно потупились. И эта неожиданно повторившаяся за кулисами макдонаховская ситуация лишь подтвердила – все истории стары как мир, но их нужно прожить каждому, чтобы понять… Впрочем, слова бессильны, смотрите Мартина МакДонаха.
Айгуль БИДАНОВА, «Казахстанская правда», 21 июля 2009 г.
071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая
Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14