КГКП «Театр имени Абая» г. Семей

Меню
8 (7222) 56-27-23 /касса/
8 (7222) 56-27-23 /касса/

Ирландские истории

Калека Билли, сирота с темной историей исчезновения родителей, вынужден жить нахлебником у совершенно чужих людей и мириться с насмешками инишмаан­цев, а вокруг – пьянь и мордобой, и главная новость – гусь кота укусил, главная радость – ожидание кровавой вендетты между хозяевами драчливых домашних животных… Вокруг – голые камни и суровое море. Поневоле сбежишь с оказией в Голливуд. Вопрос в другом – почему герой вернулся? Неужели правы островитяне, и «не такая уж дыра Иниш­маан, если сюда калеки из Голливуда возвращаются»?

Эта пьеса – первая из трилогии МакДонаха об Аранских островах, включающей в себя также «Лейтенанта с острова Инишмор» и «Призрак с острова Инишер» – по сути детектив с задачей выяснить правду исчезновения родителей главного героя: то ли утопились с горя, то ли уплыли в Америку, бросив сына М. Али-Хусейн, раз в год традиционно покидающий российскую столицу для встречи с нашим театр­ом, выбрал для новой постановки язык иносказания, обозначив на афише – притча.

Действие «Калеки…» происходит в 30-е годы прошлого века. Впрочем, Мартин МакДонах описал такую глушь, где плюс-минус столетие ничего в укладе жизни не меняет. И хотя деревня на сцене изображена ирландская, произойти такое могло и в казахском ауле, и в русском селе. Билли живет на попечении двух странноватых тетушек Кейт и Эйлин, одна из которых в стрессовые периоды жизни разговаривает с камнями. Впрочем, не все в порядке и с другими инишмаанцами: Джоннипатинмайк-Пустозвон продает новости и спаи­вает собственную мать, девица Хелен сквернословит и забрасывает окружающих яйцами, да и сам Билли часами глазеет на коров, мечтая вырваться с острова, где издевательство над ним стало проявлением хорошего тона. Судьба идет ему навстречу и голливудские режиссеры, затеяв съемки фильма об ирландских рыбаках, увозят Билли на пробы. И когда земляки после недолгих прений теоретически хоронят парня, «выписав ему» туберкулез, калека появляется и даже раздает заморские леденцы.

Итак, это очередной рассказ о разбившейся мечте? Или рассуж­дения на тему «где родился, там и пригодился»? Однако не так прост этот мегапопулярный и уже признанный классиком драматург. Секрет неординарности его творчества – в неординарной личности автора. Мартин МакДонах родился в 1970 году в Лондоне в семье рабочего-строителя и уборщицы. Так и не окончив среднюю школу, десять лет жил на пособие по безработице, проводя время перед телевизором за просмотром фильмов Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино.

Взявшись за перо, МакДонах резюмировал: «Для этой работы ведь не требуется ничего, кроме головы, карандаша и листа бумаги. Это лучшая работа из всех возможных». Он стал писать ежедневно, именуя себя «безработным по уважительной причине». И уже в 1997 году его пьеса «Королева красоты из Линейна», написанная годом ранее за восемь дней, была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору театральную премию «Тони». В 2006 году МакДонах стал лауреатом премии «Оскар» за сценарий и режиссуру короткометражного фильма «Револьвер» – дебюта Мартина в кинематографе.

– МакДонах, шаг за шагом, с помощью превосходной драматургической техники, вскрывает человеческую природу, – говорит режиссер Михаил Али-Хусейн. – Вот уже готов вывод, что каждый человек – по сути калека, если не физически, то морально.

Такое открытие шокирует, но уже через несколько минут эти же «недочеловеки» проявляют себя как высочайшей степени гуманисты. Отвратительный циничный сплетник Джоннипатинмайк-Пустозвон оказывается тем самым анонимным героем, который некогда спас калеку Билли от смерти, когда его непутевые родители решили утопиться всем семейством. И, продираясь сквозь вопросы и ответы МакДонаха, зритель приходит к выводу сколь простому, столь и трудному – человек прекрасен, причем без всяких скидок на его пороки и увечья.

В премьерном спектакле были заняты молодые артисты семипалатинского тетра, которым так понятны искания юного Билли (в этой роли очень органичен романтичный Вячеслав Макеев). Груба и нежна одновременно Елена Дручинина в образе бунтарки Хелен, как всегда непредсказуем Александр Сухов (пожилой Джоннипатинмайк), не дает забыть о комизме жизни Юрий Шарымов (Бартли). Недавние выпускники театр­аль­ной студии демонстрируют талант и чуткость к своим чудаковатым героям.

Их профессиональный рост и мастерство старших коллег (Галина Белова, Людмила Никонова, Игорь Шевцов, Валентина Инешина, Сергей Назиров) особо отметил после успешной премьеры Михаил Али-Хусейн. Режиссер признался, что будь у него в Москве свой театр, то без зазрения совести переманил бы туда большую часть труппы. В ответ актеры смущенно потупились. И эта неожиданно повторившаяся за кулисами макдонаховская ситуация лишь подтвердила – все истории стары как мир, но их нужно прожить каждому, чтобы понять… Впрочем, слова бессильны, смотри­те Мартина МакДонаха.

Айгуль БИДАНОВА, «Казахстанская правда», 21 июля 2009 г.

Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на рассылку театральных представлений


071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая

Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14


Полезные ссылки:


Мы в социальных сетях:

Дизайн и разработка сайта SemStar