КГКП «Театр имени Абая» г. Семей

Меню
8 (7222) 56-27-23 /касса/
8 (7222) 56-27-23 /касса/

Над кем смеемся?

А его вовсе не было. Лишь «Фантазии Лизы» – так называется пьеса современного драматурга Людмилы Духаниной, поставленная в театре имени Ф.М. Достоевского в Семее, – породили рой слухов о беременности, атмосферу злорадства в среде сверстниц, тревоги – в доме старшеклассницы. Написанная в жанре комедии, имеющая множество сюжетных направлений, чтобы назваться в постановке «лирической», пьеса могла бы пополнить собой ряд мелодрам. Судите сами: пока близкое окружение считало Лизу беременной от Стаса, весьма прохладно-бестолково отнесшегося и к самой влюбленной в него девчонке, и к перспективе стать отцом, нашелся правильно воспитанный своей мамой Вадим. Он выразил готовность заменить в будущей молодой семье легкомысленного друга. «Ребенок непременно должен иметь отца», – повторил Вадим социальный «диагноз» мамы-врача, к которой сначала оба парня хотели повести Лизу, дабы ребенок не появлялся на свет. Но мнимая беременная наотрез отказалась идти к врачу. Причин было две. О первой уже известно. А вторая … Если бы и случилось так, как насочиняла Лиза в своем дневнике, ее малыш родился бы. И она «никогда бы не бросила его и… не умерла!» Тоска по рано ушедшей из жизни ее собственной маме, невозможность доверить самые сокровенные мечты близкому человеку рождают дневниковые фантазии о любви (к студенту-вожатому из летнего лагеря), страстную встречу на поляне под луной и якобы зародившийся плод. «Здравствуй, мой дорогой дневник!» – всякий раз этой фразой начинается уход к мечтам из реалий жизни. А они таковы, что из интерната Лизу и ее младшего хулиганистого брата Лешку взяла на воспитание бабушка, пообещавшая «если что, сдать обоих туда же, где взяла». Наставница, конечно, озабочена, чтобы все у ее подопечных сложилось, «как у людей». Она еще одну работу нашла – мыть полы в одном из учреждений, чтобы сводить концы с концами. И внуков привлекает к этому заработку. А еще «нанимает» молоденькую соседку-студентку Лену (актриса Елена Калинина), чтобы та в отсутствие ее самой дома следила за «нравственностью» внучки, к которой повадился чаевничать Вадим (Игорь Илюхин). Да еще выведала бы у Лизы, действительно ли та беременна, так как «вопрос деликатный», а у бабушки нет доверительных отношений с девчонкой. Да и недосуг наставнице тонко вникать в душевные материи, она сама не прочь снова выйти замуж за полюбившегося ей Анатолия Петровича.

Весь этот сюжет вполне мог предстать столь же прозаично явленным, как в этом кратком изложении. Если бы режиссер, труппа театра, его художник: по костюмам, гриму, декорациям и технические цеха не сотворили из него произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле – гротеск. Еще в интервью перед премьерой московский режиссер, выпускник Российской академии театрального искусства Павел Лаговский, не раскрывая всех секретов постановки, осторожно признался: «Все на сцене будет так, как видит Лиза в своем дневнике». Занавес упразднен. Понятно: это – не театр, сама жизнь. Аскетичная по виду, неправильной формы пирамида с единственным стулом на вершине (для приходящей в памяти героини мамы, в ее роли – ласково-таинственная Анна Юдина). Это – абстрактное жилье семьи. Небо – не в алмазах, а в эклектичных темноватых коллажах. Бабушка в черном длинном платье, которое то монашески-строгое, то (при изъятии всего одной детали) вечерне-испанское. Оно, оказалось, задумано еще и для изящного танца, блестяще исполненного на премьере деятелями культуры РК Людмилой Коротковой и Федором Любецким, которым, подчиняясь импульсу, безудержно зааплодировал зал. Но чаще, видя черную персону, зритель вздрагивал от смеха и ужаса, подобно Лизе, когда в пиковые моменты выяснения отношений над залом раздавался звериный рев (звукорежиссер, конечно, помогал решительно настроенной бабуле имитировать его). На самом деле, вовсе не смешно, когда взрослые, вместо того, чтобы обратиться к чувствам и разуму оплошавшего дитяти, кричат-ревут на него что есть сил. И детки, сомкнув от страха веки, слышат вместо аргументов, необъяснимый для них взрыв звуков!? Воистину, сказка – ложь, да в ней намек…

Фантазии Лизы так бы, может быть, и остались не узнанными никем в ее дневнике, если бы не крайний случай, вынудивший девчонку озвучить свои придумки. Братишка с дружком Петькой (в их ролях Вячеслав Макеев и Александр Сухов, давно полюбившиеся зрителям своей универсальностью и самоотдачей) ударом по голове обессилили Стаса (Сергей Назиров) и похитили у него сотовый телефон. Придя в себя, потерпевший явился в дом Лизы и заявил, что обратится в полицию. Девочка узнала в нем своего бывшего вожатого, в которого действительно была когда-то влюблена, и мигом сделала из потерпевшего косвенно обвиняемого. О том, что она ждет ребенка, из разговора удалось услышать двум сорванцам. Не выдав имени, Петька проболтался в школе о проблемах одной из старшеклассниц. Шум поднялся такой, что его опять-таки гротескно выразил скороспелый плакат в духе 20-х годов прошлого столетия: «Ты беременна?!» – строго вопрошал с него красноармеец в зеленой шинели и буденовке. А когда в дом явились одноклассницы – разъяренные, в синяках после междоусобного побоища из-за напрасных обвинений в адрес совсем другой девочки, корившие Лизу в сокрытии от них истины, в действие вмиг вступил еще один полноценный герой. Свет! Молнии сверкали на лике этой маленькой толпы так, что и без слов стал ясен весь спектр испытываемых эмоций. Их, конечно же, и без того старательно и максимально естественно воссоздавали молодые актрисы. Екатерина Костина в роли Лизы, Валентина Инешина (ее самая близкая подружка Катя), а также Елена Хмелева (Алина), Адель Сайфуллина (Кристина), Ксения Карельская (Даша), можно сказать, создали яркий обобщенный портрет незадачливых современниц. Их взрывной смех-лепет прямо-таки заражал зал весельем и … презреньем к маленьким сплетницам. Сложнее чувства и, наверное, раздумья вызвала у зрителя Катя, которая, втянувшись по инерции в фантазии подруги, внушила себе, что влюблена в Вадима и мечтает стать женщиной. Разрыв любовного треугольника предстал, конечно же, в ритмах и образах корриды. И здесь, как на протяжении всего спектакля, проявились мастерство и таланты музыкального оформителя Андрея Глушкова, постановщицы танцев Ольги Лепендиной, ведущей спектакль Валентины Пудовкиной. Движения, музыка, вмиг появляющийся на сцене и меняющийся реквизит – все было отточено, слаженно, словно в экспромте. После премьеры стала понятна скупая на слова и авансы позиция молодого режиссера Павла Лаговского во время его интервью: он все сказал постановкой, где собственные комментарии посчитал излишними. Зато досужие кумушки из реальной жизни и бравые парни, похохотав вдоволь, могут поразмыслить и спросить, не над собой ли смеемся?

Людмила ЧАСНЫК, «Рудный Алтай», 2010 г.

Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на рассылку театральных представлений


071405, Казахстан, Восточно-Казахстанская область
г. Семей, пл. Абая

Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14


Мы в социальных сетях:

Дизайн и разработка сайта SemStar