Первой реакцией на сообщение о том, что русский драматический театр имени Ф.М. Достоевского вновь возвращается к пьесе Алена Рейно-Фуртона «Месье Амедей», спустя восемь лет от предшествующей постановки, было – «зачем?» Этот же вопрос, по признанию режиссера-постановщика Юлии Ауг (Москва), она прочла в глазах артистов труппы, когда вместе с директором театра Яковом Горельниковым сообщала им о премьере.
Но вот – глаза тех же артистов на завершающем репетиционный период «прогоне» и реакция немногочисленной «рабочей» публики. Они говорят о том, что вопрос отпал сам собой. Зато зажглись прямо-таки чаплинские, всеобъемлющие земную радость, печаль и тоску одновременно, живейшие взгляды героев небольшой парижской истории, в которой «долго зреющее» добро одолевает зло, гуманизм и любовь верховенствует над корыстью. Тень трагедии, правда, проходит по сцене, но, в конце концов, она остается лишь в названии постановки – «Карты, трупы, три кота».
Юлия Ауг жанром своего спектакля сделала комедийную клоунаду, наполнив вместе с артистами, музыкальным оформителем, ассистентом режиссера Андреем Глушковым и постановщиком танцев Риммой Иманбековой два действия пьесы искрометным юмором, неподдельными человеческими чувствами. Особой лиричности новой театральной постановки «Месье Амедея» способствует выбор художественного фона декораций. Художник-постановщик Виктор Шмидт очень удачно «замахнулся» на увеличенные до масштабов сцены копии пейзажей-видов Парижа прославленных французских художников. Так что, соединяясь с музыкой, импульсивными характерами «жителей» спектакля, сценические картины уносят зрителя в шумный и беспечный европейский город. А четко вырисовывающийся из яркого действа общечеловеческий подтекст возвращает каждого к его вполне серьезным раздумьям о смысле жизни и ее радостях, о бессмысленности накопительства и чрезмерности. Впрочем, лучше все это увидеть воочию, побывав на премьере. Своим блестящим мастерством вас порадуют и удивят сверхорганичный Александр Сухов в роли кюре Жозефа, талантливо блуждающие в «трех соснах» собственных устремлений Андрей Глушков и Игорь Шевцов (Амедей), проживающие кусочек бытия и даже нежданное «утопление» Деде, умеющего из всего извлекать иллюзорную выгоду, необыкновенно пластичные Вячеслав Макеев и Юрий Шарымов. А постоянно серьезная и самая «предусмотрительная» в спектакле Кати в исполнении Галины Беловой и Валентины Инешиной совсем неожиданно обнаружит сокрытую от всех большую искреннюю любовь к главному герою. Виртуозные хохотушки Белоснежка и Кики, в роли которых многогранные Елена Дручинина, Инна Семененко, Екатерина Костина и Виктория Щеголева, делают своими яркими штрихами маленькую историю поистине парижской. Есть в постановке и особо выделенная группа – клоуны, где занята вся молодежная часть труппы, включая и исполнителей главных ролей. И это тоже естественно и интересно. Как в самой реальной жизни – мы то герои, то клоуны. Иногда, правда, выступаем режиссерами, независимо от принадлежности к слабому полу. Хотя эта профессия мужская, как считает впервые приехавшая в наш город Юлия Ауг.
– По многим основаниям, – объясняет она. – Это способность брать ответственность на себя за весь процесс, за артистов (ведь они, а не ты сам выходят на сцену), за художественное оформление, за жизнь спектакля во время и после его премьеры.
Добавим сюда еще способность непререкаемым командирским тоном пресекать все «неправильности» хода репетиций. И подведем итог сказанному: женский взгляд совсем еще юного режиссера Юлии Артуровны Ауг на «Месье Амедея» придал спектаклю абсолютно новые, очаровательно-привлекательные черты. Что, наверное, и требовалось в «немужской» режиссуре.
Людмила ЧАСНЫК, «Рудный Алтай», 2010 г.
071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая
Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14