Спектакль "Тринадцатая звезда" поставлен по пьесе Виктора Ольшанского, который, в свою очередь, адаптировал для сцены один из рассказов Эрнеста Сетона Томпсона. В оригинале, рассказ - о кроликах, на которых тренируют гончих собак. Зрелище это настолько популярно, что каждую неделю собирает толпы зрителей, делающих ставки. Те кролики, которые выживают в забегах, получают дырку-звезду в ухо. Кролик Джек - обладатель уже 12 звезд. Ему предстоит последний забег, победив в котором, он может получить тринадцатую звезду, а вместе с ней и свободу - так обещали хозяева. Но, это не устраивает кое-кого из людей… В рассказе также не обходится без дружбы, вражды, любви и предательства. Адаптируя пьесу под постановку в нашем театре, режиссер внес некоторые изменения и в сюжет, и в антураж.
– Мне показалось, что новая концовка будет сильнее, – пояснил Алексей Орлов, – когда человек приносит в жертву какие-то вещи, которые ему дороги и близки, – это всегда сильно. Да, этот спектакль о людях, не о животных. "Кролики" будут упоминаться, но в ироничном смысле.
– В нашей истории есть рабы и есть хозяева, – рассказала исполнительница роли "крольчихи" Ясноглазки, объекта любви Джека, Елена Дручинина. – Это аналог того, чего очень много в современной жизни: людей крадут, эксплуатируют, убивают… Вполне возможно, что сейчас где-то разворачивается охота на каких-нибудь ребят, ставших пленниками прихоти богачей, наделенных властью. В спектакле мы не рассказываем конкретно, где все происходит, пусть зритель сам для себя решает, кто мы. Может, это история о беспризорных детях, или о бесправных рабочих, чьих-то пленниках… Людях, лишенных свободы.
И действительно, декорации к спектаклю наводят на мысль о мрачных застенках, похожих на тюрьму… В которой все очень настоящее: вольеры из сетки-рабицы, обшарпанные стены, мрачные ворота и даже действующие рельсы с дрезиной!
– Перед нами стояла задача максимально воссоздать атмосферу, которая была бы убедительна своей фактурой, – пояснил главный художник театра Виктор Шмидт, – поэтому использована была натуральная сетка, а не имитация металла. Чтобы фактура действовала на подсознание зрителя. И даже фрагмент железной дороги соорудили, кстати – впервые в нашем театре! Это не просто элемент бутафории, а действующий механизм, еще один "актер", как и хотелось режиссеру.
– В постановке дрезина – и обеденный стол для пленников, и транспорт, на котором их увозят "на бега" или в крематорий, – добавил режиссер. – Также она олицетворяет некую силу, которая может наказать даже тех, кто командует нами. Чтобы ОНИ тоже знали свое место. И чувствовали "дыхание" смерти, жар топки, в которую ведут эти рельсы, и знали, что их тоже могут увезти туда.
Кстати, и на изготовление декораций, и на подготовку спектакля был отведен лишь месяц. Впрочем, театр им. Достоевского привык к таким коротким срокам, и они не пугают ни актеров, ни других работников театра.
– Труппу театра им. Достоевского выгодно отличает именно это умение работать мощно в короткие сроки, – отметил Алексей Орлов, – ребята открыты к экспериментам. Здесь нет главного режиссера, но есть директор, Яков Вениаминович Горельников, который формирует состав, готовит его к приезду других режиссеров. Он не боится идти на эксперименты, а ведь постановка спектакля – это всегда риск. Впрочем, ко мне доверие за десять с лишним лет сформировалось, причем даже с первого моего приезда, так что с коллективом у нас полное взаимопонимание. Мы хотели поставить пьесу, близкую молодежи, но понятную любому возрасту и социальному слою. В постановке занята вся труппа, так как были введены дополнительные роли для массовки. Конечно же, в спектакле есть надежда, есть призыв.
Яна ИВАНЧЕНКО, «Наше дело-информ», май 2012 г.
071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая
Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14