Напомним, что в столице уже видели постановки этого театра, правда, классику: в 2006 году – «Преступление и наказание», в 2011-м – «Лекарь поневоле» Мольера. На этот раз выбор пал на современную драматургию.
Малышам показали музыкальную сказку Оксаны Розум «Волшебная хлопушка», в которой лесные звери учили уму-разуму заблудившегося Котенка. Ему отроду несколько месяцев, и он пока не знает самых элементарных вещей: например, что такое Новый год и зачем надо зажигать елку.
Поэтический спектакль Мухтара Шаханова «Гибель Отрара» посмотрели учащиеся школ столицы и студенты Евразийского национального университета им. Л. Гумилева. В постановке заслуженного деятеля РК Ерсаина Тапенова на сцене «сошлись» элементы античного театра (хор и хоровая декламация) и современные рок-композиции, дополненные массовыми танцевальными вставками (хореограф Талгат Хандсурен). Строгие черно-красные декорации и костюмы (сценограф Виктор Шмидт) удачно подчеркивали трагическую доминанту спектакля, рассказывающего о храбрых защитниках легендарного средневекового города, которые «едины, как сжатый кулак». Воинов можно победить хитростью, убить, но не сломить их дух. Не подвластны смерти и времени любовь к родной земле и воинская доблесть, поразившая даже врага и оставшаяся в памяти потомков.
Третий выбранный для гастролей спектакль – притча Виктора Ольшанского (по мотивам рассказов Э. Сетон-Томпсона) «Тринадцатая звезда». Ее действие происходит в загоне для кроликов, участвующих в еженедельных забегах. Люди делают на них крупные ставки, а цена забега для кролика, убегающего от гончей собаки, – жизнь. Аллегория легко прочитывается: и для зверей, и для людей жизнь – это жестокая игра. В ней придется участвовать даже самым серым и незаметным, ведь, если хочешь остаться живым, не бежать нельзя.
Молодым нужно научиться держать ушки торчком и быстро бегать. А дальше – есть варианты: можно побороться за свободу, а можно попытаться стать в клетке кроликом № 1, чтобы все крольчихи были твоими. «Свобода не капуста, ею сыт не будешь», – благоразумно рассуждает кролик Громила. А зрители задумываются о любви и предательстве, жестокости и трусости, о высоких порывах и силе привычки…
– Гастроли длятся несколько дней, и нет возможности показать все разнообразие нашего репертуара, – говорил директор театра Яков Горельников. – У нас творческий, активный коллектив. Мы работаем с приглашенными режиссерами, в том числе и российскими, считая это хорошей школой для артистов и театра в целом. Так, «Тринадцатую звезду» ставил главный режиссер Якутского русского драматического театра Алексей Орлов, уже сотрудничавший с нами. «Гибель Отрара» мы посвятили 20-летию независимости Казахстана. Спектакль участвовал в республиканском и международном театральном фестивале «Атом-град» в Ульяновске, где мы представили именно национальную драматургию.
Фестивальные подмостки оказались для театра счастливыми. В Алматы актер Федор Любецкий получил диплом за лучшую мужскую роль (Старик), одним из самых ярких молодых казахстанских артистов назвали жюри и критики Андрея Глушкова, сыгравшего Чингисхана. В Ульяновске «Гибель Отрара» отметили как постановку оригинальную и по форме, и по содержанию. Ее восторженно приняли российские зрители, приходившие за кулисы благодарить актеров за интересный и познавательный спектакль.
«А скоро мы покажем водевиль!» – поделился планами Я. Горельников. Водевиль «Беда от нежного сердца» Владимира Соллогуба зрители увидят на закрытии сезона. Жанр этот сложный, новый для театра, и тем более приятно, что режиссер спектакля – Андрей Глушков. В мае он оканчивает театральный факультет Екатеринбургской академии искусств, где обучается и режиссерской профессии. «Волшебная хлопушка» – тоже его постановка.
Впереди и традиционные летние гастроли по Восточно-Казахстанской области, где приезд Русского драматического театра им. Ф. Достоевского ждут зрители.
Наталья КУРПЯКОВА, «Казахстанская правда», 3 мая 2013 г.
071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая
Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14