КГКП «Театр имени Абая» г. Семей

Меню
8 (7222) 56-27-23 /касса/
8 (7222) 56-27-23 /касса/

Сцена с человеческим лицом

Русский драматический театр им. Ф. Достоевского отмечает свое 80-летие, находясь на творческом и профессиональном подъеме, черпая вдохновение не только в классике, но и в современности, сделав неотъемлемой частью репертуара произведения казахстанских авторов.

…27 июня 1937 года – именно эта дата является официальным днем рождения Русского драматического театра в Семее, когда Президиум горсовета вынес решение преобразовать ТРАМ (Театр рабочей молодежи) в городской театр, получивший имя А. Луначарского. Свое становление храм Мельпомены начал с проверенной классики, приглашая зрителя на такие спектакли, как «Борис Годунов», «Обрыв», «Гроза», «Коварство и любовь», «Проделки Скапена», а также социальные пьесы того времени «Слава», «Наша молодость», «Чудесный сплав».

С первых дней Великой Отечественной войны театр меняет свой репертуар, выведя на сцену спектак­ли с патриотическим звучанием. «Продолжение следует», «Фронт» – эти постановки отражают то время, время подвига. Смело покидая свое здание, труппа выступала в госпиталях перед ранеными воинами, в районах области – перед тружениками тыла. Искусство действительно служило народу. Спектакли «Жди меня», «Крылатое время», «История одной любви», «Мой сын» стали утешением для зрителей в то нелегкое время.

В послевоенные годы, когда страна буквально возрождалась из пеп­ла, также расцвело и театральное искусство – как повсеместно, так и в Семее. Мирная жизнь, стройки века, мечты о будущем – все это вдохновляло на творческий поиск. В театре бурлила жизнь, каждая постановка находила отклик. На сцене русской драмы с успехом шли спектакли «Барабанщица», «Егор Булычев», «Семья», «Калиновая роща», «Хижина дяди Тома», «Свадьба с приданым», «Ревизор», «Земной рай». «Машенька»…

В 1945 году во время празднования 100-летия Абая два городских – казахский и русский – театра были объединены, и им присвоено имя Абая. С 1945 по 1968 год театр назывался Семипалатинский казахско-русский драматический театр им. Абая. В 1969 году он был вновь разделен на два самостоятельных коллектива. А в 1975 году Русскому драматическому теат­ру было присвоено имя Федора Дос­тоев­ского, и с ним коллектив не раз становится лауреатом международных, всесоюзных и респуб­ликанских фес­тивалей.

– С обретением нашей страной независимости театральное искусство обрело новый и мощный источник вдохновения, ведь за четверть века на наших глазах вершится история Казахстана! – говорит директор теат­ра Яков Горельников. – Уже стали события­ми в театральной жизни и полюбились зрителю «Гибель Отрара», «Монолог шепотом», «Птица счастья», «Томирис».

Потрясающе красивый рассказ о судьбе сакской воительницы – одна из последних премьер русской драмы в Семее. О чем может мечтать прекрасная молодая женщина? О любви, семье, домашнем уюте? Такой была и юная Томирис, пока на плечи сакской красавицы не лег­ло тяжкое бремя войны. Тревога за судьбу народа, годы упорной борьбы закалили ее. Так началось перерождение Томирис из молодой женщины в великую царицу. Так началась ее трагедия...

Историческая драма по роману Булата Жандарбекова «Саки» в постановке приглашенного режиссера Дины Кунанбай стала спектаклем о нежной душе сильной женщины, которая по власти рока отказалась от своего личного

счастья. Великая воительница, степная амазонка, предводительница кочевников, она была страстной женщиной и нежной матерью. Но именно она победила персидского царя царей Кира, перед которым пали самые великие державы древнего мира. В Томирис удивительным образом уживаются две натуры: страстная, горячая и одновременно надменная и холодная.

Спектакль о «преданьях старины далекой» получился современным, ярким, динамичным, нашедшим главное средство выражения в пластике и жесте. И это сделало постановку не привязанной к определенному языку повествования, понятной любому зрителю.

Еще одна из ярких творческих удач коллектива последних лет – поэтический спектакль«Гибель Отрара» на дастан Мухтара Шаханова, который Русский драматический театр им. Ф. Достоевского посвятил 20-летию Независимости Казахстана. На республиканском театральном фестивале в Алматы Федор Любецкий за роль Старика получил диплом за лучшую мужскую роль. Эта величественная постановка заслуженного деятеля РК, лауреата Государственной премии РК Ерсаина Тапенова никого не оставила равнодушным. Тому подтверждение – успех на международном фестивале «Теат­ральный АтомГрад» в Димитровграде (РФ). То, как актерам удалось передать внутренний мир воинов, защитников осажденного города, их доблесть, мужество, потрясло не только зрителей, но и членов жюри.

Не так давно коллектив уже вторично был приглашен Минис­терством культуры РФ, Союзом театральных деятелей РФ и корпорацией «Роскосмос» для учас­тия в «Теат­ральном АтомГраде», где семейчане показали спектакль «Фронтовичка», созданный к юбилею Великой Победы. Именитое жюри высоко оценило творчество труппы, присудив сразу 3 номинации: Елене Дручининой – за лучшую женскую роль, Александру Сухову – за лучшую роль второго плана и Юлии Ауг (Москва) – за лучшую режиссуру. А весь коллектив был охарактеризован как «театр с человеческим лицом».

Именно достижение этого момента максимального эмоционального вовлечения зрителя в действие, происходящее на сцене, и лежит в основе репертуарной политики русского драматического театра им. Ф. Достоевского. Но это не следование на поводу массовой культуры, напротив – умение предложить зрителю, особенно молодой его части, материал, который приподнимает над бытом, возвышает, исподволь, не прямолинейно, формирует позитивное отношение к жизни.

Одним из ярких тому примеров стала лирическая драма Дулата Исабекова «Птица счастья», поставленная совместно с Казахским музыкально-драматическим теат­ром им. Абая, с которым театр им. Ф. Дос­тоевского дружно «проживает» под единым шаныраком в одном здании. За годы независимости респуб­лики это была первая совместная постановка двух театров. Между тем старожилы труппы и зрители со стажем помнят о плодотворном опыте сотрудничества казахского и русского коллективов в 70-е годы минувшего века, когда были поставлены спектакли «Волоколамское шоссе» и «Особое задание».

Воплотить экспериментальную задумку Якова Горельникова на сцене вновь взялся Ерсаин Тапенов. В спектакле, поставленном на двух языках, рассказывается о нелегком для Казахстана времени распада СССР и первых годах независимой республики, когда представители многих нетитульных национальностей в поисках «птицы счастья» устремились на историческую родину. Но далеко не каждый из них обрел душевное равновесие и материальное благополучие там, за пределами Казахстана – своей Родины. Зрители стали свидетелями разных человеческих судеб, сюжетных линий и обстоятельств, того, как герои пьесы, являющиеся представителями разных национальностей, оказались объединены общим чувством благодарности щедрой казахстанской земле. Постановка имела успех у зрителя и на родной сцене, и во время гастролей в Астане и Усть-Каменогорске.

Неудивительно, что в следующем театральном сезоне сотрудничество двух театров продолжилось, и также с большим успехом. Премьера спектакля «Монолог шепотом» о последних днях жизни Чингиза Валиханова стала настоящим событием в культурной жизни не только Семея, но и республики. На имя коллектива театра и его руководства были получены письма с благодарностью за интересную и актуальную постановку от министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы и автора пьесы – ректора ЕНУ им. Л. Гумилева Ерлана Сыдыкова.

За 80-летнюю историю коллектива театра сменилось несколько поколений лицедеев. На этой сцене блистали народная артистка Казахстана Тина Загвоздкина, заслуженные артисты Казах­стана Станислав Попов, Герберт Крис­тель, Николай Батурин, Николай Минин, Светлана Забелкина, по-прежнему выходят на сцену заслуженные деятели искусств РК Людмила Никонова и Федор Любецкий. Подросла и возмужала плеяда молодежи: Андрей Глушков, Игорь Шевцов, Валентина Инешина. Уже любимы зрителем некогда юные актеры, выпускники студии при театре Александр Сухов и Елена Хмелева, Вячеслав Макеев и Елена Дручинина. Сейчас творчес­кий коллектив театра составляет 40 человек.

И еще об одном своеобразном юбилее упомянуть просто необходимо. Прошло 35 лет, как актер и режиссер Яков Горельников, по представлению коллектива, был назначен директором театра им. Ф. Достоевского, став самым молодым руководителем подобного учреждения в республике. Яков Вениаминович – выпускник Новосибирского театрального училища, Семипалатинского педагогического института им. Н. Крупской, Высших режиссерских курсов в Москве. Прошел стажировку в театре Моссовета.

По признанию и специалистов, и зрителей, с приходом на директорскую должность Якова Вениа­миновича театр обрел второе дыхание. Игру труппы смогли оценить теат­ралы в разных уголках Союза – от Фрунзе до Кишинева, где, кстати, за успешное проведение гастролей коллектив был награжден Почетной грамотой Правительства Молдавии. На сегодня театр является лауреа­том международного фестиваля, лау­реатом республиканских фес­тивалей в Жезказгане, Павлодаре, Костанае, Астане.

Благодаря усилиям Якова Горельникова в театре укрепились традиции сотрудничества с приглашенными режиссерами, многие из которых – мэтры российской сцены, педагоги теат­ральных вузов. Общение с ними способствует творческому росту актеров. А это для Якова Вениаминовича – задача номер один, так как от уровня мастерства лицедеев зависят качество спектаклей, успех у зрителя, торжество профессионализма на сцене. Особое отношение в коллективе к театральной студии и к ее выпускникам, самые талантливые из которых не только вливаются в труппу, но и продолжают затем учебу в вузах Казахстана и России.

Встречая свое 80-летие, коллектив Русского драматического театра им. Ф. Достоевского молод, креативен, полон грандиозных творческих планов. И по-прежнему главной своей задачей считает широкое приобщение зрителей к лучшим произведениям отечественной и зарубежной драматургии, высокое исполнительское мастерство, талант режиссуры.

Айгуль БИДАНОВА, «Казахстанская правда»

Подписаться на рассылку

Вы можете подписаться на рассылку театральных представлений


071405, Казахстан, область Абай
г. Семей, пл. Абая

Телефоны: 8 (7222) 56-34-68, 56-33-39, 56-16-33
Факс: 8 (7222) 56-32-14


Полезные ссылки:


Мы в социальных сетях:

Дизайн и разработка сайта SemStar